Речные круизы: Золотое кольцо России, Валаам, Кижи, Соловки, Астрахань, реки Сибири и озеро Байкал....- Бронируйте круизы заранее!               Путешествия по Малайзии: экскурсии и отдых – самая яркая экзотика и райский отдых! - Незабываемые впечатления!                "Лучшее на Мальдивах" –круиз на мега-яхте Scubaspa Ying 6* LUX - это уникальная возможность увидеть не один остров-курорт, а сразу несколько!                Кавказские приключения – экскурсии, активные и пешие туры по Северному Кавказу, Приэльбрусью и Краснодарскому краю

Племена и народности Камеруна

В Камеруне проживают представители 200 этнических групп, и не удивительно, что в каждом регионе страны сформировались своя культурная среда. Наиболее крупные — фанг (21 %), бамилеке (19 %), дуала (11 %), фульбе (10 %), тикар (7 %). А вообще в Камеруне насчитывается 250 племен, которые делятся на три большие культурные этнолингвистические общности: банту - в Южной, Прибрежной, Юго-Западной, Центральной и Юго-Восточной провинциях; бантоиды или полубанту - в Западной и Северо-Западной провинциях, а также суданцы, хамиты и семиты, проживающие в северной части Камеруна - в провинции Адамава, в Северной и Крайнесеверной провинциях, в том числе племена пель, капсики, матакам, тупури, бум, фульбе, мбороро и арабы-шоа.

Около 48% населения придерживается традиционных верований, значительное место в которых занимает культ предков, сочетающийся с культом природы. Христианство распространено преимущественно на юге страны (около 32% населения). Народы севера исповедуют ислам (20% населения).

Народы банту (дуала, фанг, мака и др.) и родственные им народы бенуэконголезской подгруппы (бамилеке, бамум, ги кар и др.) составляют более 60% населения. Они занимают южные, юго-западные и западные районы влажнотропических лесов, т. е. экономически наиболее развитую и густонаселенную зону страны.

Живущие на побережье дуала издавна были посредниками в торговле между европейцами и народами, населяющими внутренние районы страны. Язык дуала — один из наиболее распространенных на юге Камеруна. Основное занятие дуала — земледелие; на побережье значительного развития достигло рыболовство. Часть дуала работают на предприятиях в Дуала и Криби.

Носителем древней культуры считается народ фанг, населяющий бассейны рек Санага, Ньонг и Нтем. Живет этот народ не только в Камеруне. В результате колониального раздела Африки фанг оказались расчленены между Камеруном, Габоном и Экваториальной Гвинеей. В прошлом фанг Камеруна славились искусством резьбы по слоновой кости и дереву, но с приходом европейцев эти ремесла пришли в упадок. Однако богатое устное творчество (легенды, сказки и др.) и музыкальные народные мотивы фанг бережно хранят и передают из поколения в поколение. Их танцы являются образцами удивительного сочетания ритмической пластики с ярким мимическим рисунком.

Занимаются фанг в основном потребительским земледелием подсечноогневого типа; кроме того, они составляют довольно большую прослойку среди наемных рабочих на плантациях какао, расположенных в этом районе, и на промышленных предприятиях в Яунде.

В глубинных южных районах Камеруна, покрытых влажнотропическими лесами, расселен еще один народ языковой группы бантумака. Основное его занятие — земледелие и охота.

Среди народов бенуэконголезской подгруппы выделяются бамилеке. Это самая крупная по численности народность Камеруна (свыше 1 млн. человек). Живут бамилеке в горных западных районах, занимаются главным образом земледелием; среди культур большое место занимают экспортные, особенно кофе. Постройки бамилеке отличаются своеобразием: квадратные в плане, они имеют плетеные бамбуковые стены и высокую крышу в виде конуса. В районах расселения этого народа очень высокая плотность населения (до 350 человек на 1 кв. км), что вызывает интенсивную миграцию бамилеке. Представителей этой этнической группы можно встретить повсюду в южных районах Камеруна. Это мелкие предприниматели, торговцы, владельцы автотранспорта и недвижимости; бамилеке составляют основную массу безработных в больших городах, прежде всего в Дуала.

Бамилеке издавна славятся как искусные ремесленники. Широко распространена у этого народа резьба по дереву,бамилеке украшают ею свои жилища. В музее традиционного искусства бамилеке в Джанге широко представлены выразительные деревянные маски, панно, гончарные и плетеные изделия, статуэтки из меди и бронзы. Очень красочны танцы этого народа. Исполнители обычно одеты в яркие костюмы, вышитые бисером, их головы украшают огромные разноцветные перья и маски.

Северовосточнее бамилеке расселены бамум (бамун), которые также относятся к земледельческим народам. Живут они в больших деревнях, состоящих из четырехугольных хижин с земляными стенами и конусообразной кровлей, покрытой соломой. Большой интерес представляет культура этого народа. В начале XX в. у народа бамум сложилась оригинальная письменность, которая, однако, не получила широкого распространения.

Народы, говорящие на языках чадской группы живут в круглых хижинах, сложенных из камня. Их высокая конусовидная крыша делается из жердей, покрытых соломой. Хижины соединены по две проходом и образуют один дом.

Из прочих народов, населяющих северную часть страны, наиболее многочисленны оседлые фульбе и кочевые фульбебороро (мбороро). Народ фульбе (также фула, фулани) — это этническая группа, распространившаяся на территориях многих стран, в основном, в Западной Африке, но также в Центральной и Северной Африке. Фульбе можно встретить в таких странах, как Мавритания, Гана, Сенегал, Гвинея, Гамбия, Мали, Нигерия, Сьерра-Леоне, Бенин, Буркина-Фасо, Камерун, Кот-д'Ивуар, Нигер, Чад, Того, Центральноафриканская республика, Либерия и даже Судан и Египет.

Важную роль в жизни оседлых фульбе играют ремесла и торговля. До сих пор среди фульбе пользуются большой властью султаны (ламидо), которые являются не только светскими, но и духовными мусульманскими вождями. Живут они во дворцах под охраной большой свиты приближенных. Их воины облачены в тяжелые одеяния, вооружены копьями с наконечниками метровой длины и восседают на лошадях, укрытых до самых копыт яркими попонами.

Сохранение таких архаичных традиционных институтов, резкие различия в уровнях социально-экономического и культурного развития отдельных народов, отсутствие единого национального языка служат серьезным препятствием на пути укрепления национального единства. Усилия правительства Камеруна направлены на сплочение разнородного в этническом и языковом отношениях населения в единую камерунскую этнополитическую общность. Но процессы национальной консолидации и интеграции протекают в стране пока медленно.

В районах, где живут скотоводы-фульбе, саванна девять месяцев в году бывает тёмно-жёлтой, и лишь осенью после сезона дождей, земля покрывается сочными травами крам-крам. В этот короткий период фульбе собираются со своими стадами в заранее обговорённых местах, где на шумном празднике Геревол выбирают вождей племён, заключают браки, присматривают вторую половину, а также проводят свои знаменитые конкурсы красоты.

Геревол (Gerewol) - это состязание, танец молодёжи перед старшим поколением. Делегация девушек, избранных старейшинами, каждый год выбирает самого красивого мужчину.
Юноши, держась за руки и стоя в ряд, танцуют, пытаются привлечь внимание девушек смешными гримасами и песнями. В ноябре можно увидеть ещё один Геревол, но он проводится не всегда.

В подобном турнире парни участвуют всего один раз в жизни, после достижения совершеннолетия. Готовясь к конкурсу красоты, юноши часами раскрашивают лицо. Во время Геревола, они почти целый день стоят разукрашенные, под лучами палящего солнца. Мимо проходят женщины и девушки. Они изучают ребят, ибо каждый такой юноша потенциальный жених. Из строя выходить нельзя, и посему, стараясь привлечь к себе внимание, стараясь понравиться, парни поют и пританцовывают, пытаясь обязательно изобразить на лице интересную мимику. При определении победителя в подобных конкурсах мимика часто играет первостепенную роль.

Женщина выбирала себе мужа, надежду и опору своих будущих детей, который сумеет защитить в саванне от диких животных и от врагов. А посему, стараясь показать свою силу и отвагу, фульбе проводили также турнир под названием ша-рота.

Юноши фульбе устраивали во время ша-роты так называемые дуэли, во время которых поочерёдно били друг друга кнутами. Уворачиваться от удара было нельзя, как впрочем, и проявлять какое-либо чувство страха или боли. Наоборот, тот, кто получал удар, всем своим видом проявлял полнейшее пренебрежение к боли. Проигрывал тот, кто решал уйти, кто падал, или кто от боли кричал. Зато слава о самом стойком, о самом сильном, на многие годы разлеталась по бескрайним просторам саванны.

Но это одна сторона вопроса, ибо часто ша-рота заканчивалась трагически. Многие юноши погибали или калечились при проведении подобных турниров, отчего власти почти всех африканских стран ша-роту запретили, оставив честолюбивым фульбе только Геревол.

В наше время фульбе разделились на несколько народностей, или скорее в разных странах их именуют по-разному - фульбе, фула, фулани - в любом случае это один народ.

Мбороро часто называют раскрашенными человечками. Мбороро наносят на тело и в частности на лицо какой-то замысловатый узор, отчего в этнографическом плане мбороро можно считать визитной карточкой Камеруна и они, как известно, считаются одними из самых красивых людей во всей Африке.

Мбороро — одни из немногих, кто уважает старые правила и традиции в современном быстро меняющемся мире. Культура племени мбороро предстает во всей красе на церемонии Геревол, которая проводится в ноябре. Этими красочными церемониями славится Нигер, но в Камеруне они не менее впечатляющие.

Племя мбороро – кочевники, они мигрируют вместе со своим скотом в поисках свежих пастбищ. Будучи официально мусульманами, они все еще практикуют некоторые анимистические верования, которые делают их культуру уникальной.

Женская красота подчеркивается замысловатыми татуировками на лице и оригинальными скарификациями, уникальными узорами. Такие татуировки и шрамы наносятся девочкам, начиная с 8 лет. Женщины фульбе всегда при параде! В их деревнях можно видеть, как из убогих хибар выходят настоящие королевы, ухоженные и накрашенные, словно для подиума.

     

Кстати, первую татуировку мбороро наносят на лицо в том возрасте, когда они уже могут терпеть боль, и это, как правило, в 5-6 лет. Кожу надрезают бритвой, закладывая после в ранку сок специального дерева. Далее надрез зарастает, корочка болячки сходит, и под тёмной кожей проступает синее тату.

Мальчишки фульбе с самых малых лет помогают своим отцам управляться со стадом, соответственно, большое количество времени они проводят вне дома, вне деревни.

У фульбе, как и у мбороро, не существует привычных для Востока и для Африки родственных связей. Их племенной союз во все времена был скорее политическим. Точнее, родственные связи у них, конечно, поддерживаются, но они не живут рядом друг с другом по принципу родовой общины. Чаще всего несколько разных семей образуют что-то похожее на деревню, но при этом любая из них может в момент собраться и откочевать куда-то вместе со своим стадом. Дети в этом случае вполне спокойно прерывают учёбу в школе.

Уходя на новое место, мбороро никогда не разбирают своих соломенных хижин, ибо чужаки должны понимать - место занято.

Племеня Довайо известно как анимисты, имеющие своих колдунов и коллекционирующие человеческие черепа.

Намджи - это народ, населяющий район на западе Северного Камеруна. Племя Намджи славится своими деревянными куклами, вырезанными с геометрическими особенностями и украшенные разноцветными ожерельями из бисера, раковинами каури, монетами, металлическими полосками, текстилем и кожей.

Куклы, используемые молодыми девочками Намджи для игры и обеспечения их фертильности, считаются одними из лучших и самых красивых кукол в Африке. Они вырезаются из массива древесины твёрдых пород. Кукла будет иметь имя, будет сытой, с ней будут разговаривать и носить привязанной сзади повсюду, куда ни пошёл бы ребенок. Самый популярный вариант переноски таких кукол – это привязывание к спине таким же образом, как это делают с настоящими младенцами. Кукла была первым «ребенком» для девочки, это была её ответственность. Она помогла подготовить молодую женщину Намджи к роли матери в будущем. Хотя в большинстве случаев куклы представляют женский пол, иногда они выглядят как пара.

Племя дупа полностью отличаются от кочевников других племён, в первую очередь тем, что имеют негритянские черты и принадлежат к негритянской расе. Эти люди заняли определенную нишу – они живут выше равнины, и селятся в небольших деревушках, в предгорьях невысоких гор. Они не имеют скота и живут за счет выращенных культур - кукурузы, проса, картофеля и различных кореньев. До сих пор сохранили свой уклад жизни

Дупа точно так же, как кома бежали от насильственной исламизации, от христианских священников, возжелавших их одеть и поклоняться странному непохожему на них мужику. Справедливо для себя посчитав, что собственные предки ближе им как по внешнему виду, так и по менталитету и восприятию, дружно снялись с места и рванули уже в другие от кома горы, на всякий случай, для безопасности, перебравшись еще и через речушку, которая, впрочем, вскоре высохла и русло которой наполняется водой разве только в дождливый сезон, а в остальное время завалено достаточно живописными валунами. Не найдя дупа, миссионеры пошли к довайо и на часть племени все же надели хоть какую-то одежду, а дупа преследовать не стали.

Дупа живут сильно обособленно, несколькими деревнями, и одна из них — Сари — находится от обычной дороги всего лишь в нескольких километрах, на склоне горы. Остальные деревни еще дальше в горах, и браки заключаются лишь между ними, от чего племя, на мой взгляд, физически несколько деградирует.

На пришельцев аборигены реагировали на редкость неэмоционально, как будто они белых макак каждый день видят, даже дети не выказывали никакого особенного любопытства, племя занималось привычными делами — готовили пищу (сорговая каша оказалась ничего так на вкус), кормили детенышей, подметали землю — в общем, жили своей жизнью, и наблюдать за этим — особое удовольствие, так как не является театром или цирком, который зачастую видишь у популярных племен типа масаев.

Их дома — классические глиняные мазанки и плетеные загородки, что как нельзя лучше походит к местному пыльному жаркому и сухому климату. Впрочем, большую часть жизни дупа проводят вне помещений, и даже спят зачастую там же.

     

Распорядок дня племени Дупа. Очень ранний подъем обусловлен тем, что в некоторые месяцы холодно и, вероятно, оттого не спится. В домах нет никаких излишеств - глиняный пол, плетеные циновки, пара емкостей из растения Колобас, скудные запасы зерна. В другое время, когда наступает сильная жара (январь-февраль-март), все стараются как можно раньше уйти на свои сельские угодья. Завтракают очень скромно - жаренные бобы, земляные орехи и каша из проса. Из него же делается напиток, который пьется 2 раза в день - утром и вечером. Это перебродившая настойка на зерновом просо, которое они называют пиво. Пьют его много и с огромным удовольствием).

Племена кома живут только в горах Алантика, их быт и культура аутентичны. Кома, будучи анимистами, имеют «колдунов», или целителей, которые делают людям племени предсказания обо всех важных событиях в их жизни, таких как правильное время для распахивания почвы, время для сбора урожая, дата свадьбы или фестиваля.

Кома действительно уникальный народ. Их одежда более чем скромна. Женщины носят свежие листья вокруг талии, а мужчины носят шкуру.

Кома – земледельцы, поэтому их жизнь сильно зависит от работы на полях, где они выращивают свою основную пищу - пшеницу. Также они охотятся с луком и стрелами.

В мусульманском окружении в скалистых горах Мандара живет языческий народ капсики и верит в своих духов. Находясь в мусульманском окружении эти люди, продолжают верить в своих Богов. И Боги им помогают – при полном отсутствии электричества и какой-либо поддержки со стороны государства, здесь нет ни нищеты, ни голода. Люди живут нормальной, соразмеренной жизнью. В свое время фульбе пробовали их завоевать и обратить в ислам, но тщетно, те спрятались в ущельях.

Бака — этническая группа пигмеев, населяющая дождевые леса на юго-востоке Камеруна, на севере Республики Конго, в северном Габоне и на юго-западе Центрально-Африканской республики.

В отличие от многих других центрально-африканских народов, бака имеют общий язык, называемый также бака. Их язык отличается от окружающих бака народов банту и принадлежит к другой языковой семье. Многие бака говорят на языках банту, таких как Koozime, Bakoum, Bangandou и другие. Немногие бака говорят на французском.

Бака — охотники и собиратели. Их группы кочуют с места на место, основывая временные лагеря. Хижины бака строятся из веток деревьев и покрываются крупными листьями. Мужчины охотятся и устраивают ловушки в окружающих лагерь лесах, используя отравленные стрелы и копья. Иногда добывают мёд из лесных ульев. Бака ловят рыбу, используя химикаты, получаемые из сока растений. Они разливают эти химикаты по поверхности воды, лишая рыбу кислорода, после чего рыба всплывает на поверхность, где её собирают. Женщины собирают дикие орехи и фрукты, иногда занимаются пчеловодством и ловят рыбу с помощью запруд.

Группа остается в лагере до тех пор, пока не истощатся возможности для охоты и собирательства в его окрестностях, после чего переходит на новое место. Все решения принимаются на общем собрании членов группы.

Некоторые группы бака (особенно в Камеруне) охотно принимают туристов, получая от них подарки и деньги.

Имя «пигмеи» давно стало нарицательным: так называют людей маленького роста. На самом деле, пигмеи - это внешнее собирательное название для группы племен, которые называют себя как акка, тикитики, обонго, бамбути, батва. Проживают они в дождевых лесах на территории Габона, Камеруна, Центральноафриканской Республики, Конго, Руанды.

Пигмеи действительно низкие ростом - 124-150 см для взрослых мужчин. Они существенным образом отличаются от населения государств, на территории которых обитают: кожа их гораздо светлее, а губы тоньше. Аборигены строят хижины из листьев и палок, промышляют собирательством и охотой с помощью лука и стрел.

К туристам пигмеи вполне дружелюбны. Если вести себя уважительно и расположить их к себе, то можно напроситься на вечернюю посиделку у костра с танцами и даже ночевку. Говорят, что задобрить туземцев можно с помощью обычной соли - в джунглях она дороже золота.

     

До сих пор для учёных остаётся загадкой столь низкий рост пигмеев. По одной из версий, такие физические параметры были «созданы» природой для того, чтобы облегчить охоту пигмеев в лесу — сделать их менее заметными. Также было высказано предположение, что маленький рост связан со скудным питанием и плохими условиями проживания пигмеев, т.е., эти причины могли спровоцировать задержку развития. Но эти догадки неверны, т.к. в тех же условиях, буквально по соседству с племенами пигмеев в Кении проживают племена Сумбуру и Масаи. Средний рост их представителей составляет два метра. К тому же эксперимент, в ходе которого пигмеев много и сытно кормили, результатов не дал.

Ещё один феномен народности пигмеев — это их крайне малая продолжительность жизни. Средний пигмейский мужчина живёт от 16 до 25 лет. Женщины живут немногим дольше. Женщины 40 лет у них считаются уже сильно пожилыми старушками. Кроме того, из-за отсутствия медицины как таковой, смертность пигмеев высока вследствие различных инфекционным заболеваний.

Малая продолжительность жизни отодвинула естественное половое созревание пигмейских женщин. Так, репродуктивным возрастом у них является период с 12 до 28 лет. В возрасте 28-29 лет наступает менопауза. Учёные считают, что именно поэтому организм пигмеев развивается только до 12 лет и их рост остаётся на уровне подросткового (в нашем понимании). После 12 лет организм тратит свои силы на зарождение и поддержание потомства, не имея возможности своего дальнейшего развития.

Учёные сходятся во мнении, что маленький рост является следствием короткой продолжительности жизни, сравнивая земной срок слона и мыши. В общем, всё в природе взаимосвязано.

Подбор тура